Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное образование должно быть направлено на воспитание и обучение, интеллектуальное, духовно- нравственное и творческое развитие человека (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Для достижения данной цели должны быть созданы специальные условия, базирующие на принципе психолого-педагогического сопровождения.
Процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации понимается как оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и социального развития, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.В. Коротаева, М.И. Рожков, Л.В. Трубайчук и др.).
Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения детей в процессе обучения является создание благоприятных условий для успешной адаптации к условиям образовательного учреждения. Особое значение имеет проблема адаптации детей на первом этапе обучения в школе – в младшем школьном возрасте, когда ребенок приходит из детского сада в школу.
Учебная деятельность младших школьников, особенно первоклассников, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил, является острой потребностью в установлении новых контактов, отношений, обязанностей, регламентированных новыми условиями жизни и деятельности школьника. Это очень напряженный период, когда школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, что приводит к увеличению удельного объема нагрузок, вызываемых длительной неподвижностью обучаемых.
Затруднения, с которыми сталкивается младший школьник, могут привести к дезадаптации. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным. В исследованиях Ф.Р. Мавлеткуловой, Н.Г. Лускановой отмечается, что подобные затруднения испытывают от 15 % до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Теоретические аспекты проблемы адаптации младших школьников нашли отражение в работах психологов (Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, Л.Д. Столяренко и др.), педагогов (Е.В. Бовдаревская, А.Н. Джуринский, Г.Ф. Кумарина, О.А. Матвеева, Т.Д. Молодцова, А.В. Мудрик и др.).
Анализ современного состояния процесса адаптации учащихся начальной школы обнаруживает противоречие между потребностью педагогических работников в проведении работы по психолого- педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения и недостаточной разработанностью данного вопроса в научной литературе.
Актуальность проблемы исследования и ее практическая значимость определили тему выпускной квалификационной работы «Психолого- педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Объект исследования – процесс адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: уровень адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения повысится после проведения программы психолого-педагогического сопровождения.
В соответствии с целью, объектом и предметом определены задачи исследования:
Изучить понятие адаптации в психолого-педагогической литературе.
Выявить особенности адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Разработать модель психолого-педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Определить этапы, методы и методики исследования адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Провести анализ результатов констатирующего этапа исследования.
Разработать и апробировать программу психолого- педагогического сопровождения адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Проанализировать результаты формирующего этапа исследования
Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические (анализ, обобщение литературы, целеполагание, моделирование);
эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование);
методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона. Методики исследования:
«Лесенка» (авторы Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, адаптация В.Г. Щур).
«Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
«Тест тревожности» (Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки).
«Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№67 г. Мурманска. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов – 1 класс (22 ученика).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абугалиева Г.С., Федорченко Л.А. Психологические особенности адаптации младших школьников к учебному процессу // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся / под общ. ред. И.М. Ильковской. М., 2015. С. 22-28.
2. Агеева М.А. Преемственность детского сада и школы как фактор успешной адаптации младших школьников в условиях ФГОС // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 19. С. 91-95.
3. Алимова Н.А. Игротерапия как средство адаптации младших школьников при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-4. С. 8-15.
4. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 189.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Школа-пресс, 2014. 112 с.
6. Богачева Т.А. К вопросу о самооценке как факторе формирования личности // Региональное образование: современные тенденции. 2012. № 1 (16). С. 88-94.
7. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
8. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2015. 848 с.
9. Быков Е.А. Социальная адаптация младших школьников к учебной деятельности // Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 165-173.
10. Виноградова Н.В., Маралова Т.П. Нормативность поведения как фактор адаптации младших школьников к школе // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 12-16.
11. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа. 2013. № 1. С. 45-50.
12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. 1008 с. 13.Гончаров В.С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей к организованной образовательной деятельности: методические рекомендации для педагогов. Курган, 2012. 68 с.
13. Горелова И.В. Адаптация младших школьников к обучению в школе // Симбирский научный вестник. 2014. № 3 (17). С. 98-99.
14. Гусова А.Д. Проблема психологической адаптации детей к обучению в школе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 8. С. 229-233.
15. Даль В.И. Толковый словарь. Современное написание. В 4-х томах. Т.4. М.: Аст, 2014. 921 с.
16. Денисевич Н.Н. Психологическая помощь младшему школьнику из замещающей семьи в период адаптации его к школе // Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т. 4. № 1. С. 164-170.
17. Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. М.: Социальной здоровье России, 2015. 204 с.
18. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография. М.: Перо, 2015. 200 с.
19. Долгова В.И., Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование // Вестник ЧГПУ. 2016. № 9.
20. Долгова В.М. Социальная адаптация младшего школьника: аспект взаимодействия семьи и школы // Научные труды SWorld. 2012. Т. 10. № 2. С. 71-76.
21. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Начальная школа. 2016. № 3. С. 29-32.
22. Жесткова Н.А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки. 2016. № 6-2 (18). С. 254-258.
23. Зайцева К.П. Педагогические условия формирования коммуникативных способностей младших школьников как основа их социальной адаптации // В мире научных открытий. 2013. № 11.8 (47). С. 200-206.
24. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2014. 220 с.
25. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально- личностного развития дошкольника // Успехи современного естествознания. 2012. № 8. С. 117-118.
26. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: методическое пособие / сост. Т.Б. Паршина, Т.П. Корнеева, Е.В. Лупанова. Пенза, 2014. 62 с.
27. Каирова Н.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа. 2014. № 8. С. 42-43.
28. Калашникова Л.А. Особенности адаптации младших школьников // Научные труды SWorld. 2011. Т. 18. № 4. С. 81-82.
29. Касатикова А.А. К вопросу об адаптации младших школьников // Наука, образование и инновации: сборник статей международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 179-182.
30. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. 2016. № 1- 4 (22). С. 137-139.
31. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2016. 160 с.
32. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2014. 176 с.
33. Короткова Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. 2015. № 13 (93). С. 745-748.
34. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 320 с. 36.Крыжановская Н.В., Буркова Е.В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 7. С. 11-15.
35. Кумарина Г.Ф. Профилактика школьной дезадаптации: социально- педагогический подход // Социальная педагогика. 2013. № 5. С. 5-16.
36. 38.Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья //
37. Современная педагогика. 2012. № 1. С. 12.
38. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность. М.: Педагогика, 2015. 76 с.
39. Ломаковская И.С., Провоторова И.А. Адаптация младших школьников к меняющимся условиям окружающей среды // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 2. С. 157-163.
40. Макарова Ю.В. Процесс адаптации как показатель психологической готовности младших школьников к новым социальным условиям // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 2-2 (64). С. 113-116.
41. Медведева И.А. Особенности коммуникативной деятельности младших школьников с признаками застенчивости на этапе адаптации к школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 42. С. 38-44.
42. Мухина С.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Научный поиск. 2012. № 4.1 (4.1). С. 50-51.
43. Носырева С.Н. Особенности формирования самооценки у детей // Воспитание школьников. 2013. № 2. С. 53-56.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт; МГППУ, 2011. 460 с.
45. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2015. 480 с.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2013. 944 с.
47. Петров А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 266-270.
48. Петухова М.И. Музыкальная терапия как метод социально- психологической адаптации младшего школьника // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 254-263.
49. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 64 с.
50. Поляшова Н.В. Формирование навыков адаптации младших школьников как личностного результата образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 3. С. 69-72.
51. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников (методические рекомендации для учителей начальных классов) / автор-сост. Н.П. Бадьина. Курган, 2015. 59 с.
52. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе: коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук. Челябинск: ЧИПКРО, 2014. 204 с.
53. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.М. Афанасьева, Н.Л. Васильева. М.: Педагогика, 2014. 341 с.
54. Ратанова Т.А., Лихачева Э.В. Школьная тревожность как фактор когнитивных особенностей младших школьников // Человеческий капитал. 2016. № 1 (85). С. 50-58.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Владос, 2012. 486 с.
56. Рыбакова Е.А. Педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста в творческой деятельности // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2013. № 3. С.74-81.
57. Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки. 2016. № 11- 4 (23). С. 183-185.
58. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 2015. 512 с.
59. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высшая школа, 2016. 512 с.
60. Сокинина А.А. Изучение особенностей развития произвольности младших школьников // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: материалы Международной научной конференции / ред.: Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.А. Глотова. М., 2014. С. 225-227.
61. Сухоницкая Т.А., Маракушина И.Г. Проблема адаптации младших школьников к обучению: психолого-педагогический аспект // Студенческая наука XXI века. 2015. № 3. С. 54-56.
62. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. М.: Эксмо, 2014. 787 с.
63. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н. Диагностика адаптации младших школьников к обучению в школе. М.: Адамант, 2014. 100 с.
64. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2014. 128 с.
65. Цыганова М.А. Тревожность младшего школьника как предмет психолого-педагогической коррекции // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 414-421.
66. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. М.: Сфера, 2012. 320 с.
67. Шустова Н.А. Своевременность как предиктор социальной адаптации личности // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 44-47.
68. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2016. 390 с.
69. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 151-155.